Сухумское Городское
собрание
Мы в социальных сетях
Сухумское Городское
собрание
Жан Татлян: «Желаю Абхазии мира и праздников любви…»
Жан Татлян: «Желаю Абхазии мира и праздников любви…»
20.11.2012
В Сухуме в зале Филармонии им. Р. Гунба, с огромным успехом прошел концерт «Праздники любви Жана Татляна». 
А накануне первое эксклюзивное интервью певец и композитор дал корреспонденту «КП». Но вначале его ждал сюрприз: газета «Советская Абхазия» за 1963 год. Там была опубликована рецензия на концерт Государственного эстрадного оркестра Армении и фотография солиста. Ему посвящены такие строки: «Жан Татлян покорил зрителей блестящим исполнением песен на разных языках». - Хорошо помню эти гастроли в Сухуме, который стал мне родным. Мне было тогда 20 лет.

- Жан, а где вы жили до Сухума? 
- В Греции, в Солониках. Отец занимался бизнесом, мама хозяйничала дома. Были два старших брата. Но в 1947 году армяне из разных стран по приглашению советского правительства стали возвращаться в Армению и другие республики. Сталин хотел показать, что только в СССР настоящий рай. Многие поверили… 

- Как сложилась вашей семьи? 
- Поселились в Ереване. Однако маме климат оказался вредным для здоровья. Рекомендовали жить у моря. Так мы оказались в Сухуме. Жили в доме на Турбазе (так называемом доме министерства здравоохранения). Сейчас ряд с ним 14-этажка. Учился в 9-й школе. - Уже тогда пели? - Еще как. Даже победил на конкурсе самодеятельных артистов: исполнял песни из репертуара Раджа Капура. Тогда по много раз смотрели индийские фильмы с его участием. Сегодня встретился с несколькими одноклассниками. Они вспомнили, как я своими песнями отбил у них всех девушек. Словом, допелся до того, что сразу после 10-летки, меня взяли в Филармонию. Исполнял русские романсы, советские шлягеры, песни на французском и итальянском языках. 

- Так и остались без образования? 
- Скоро понял, надо все-таки много учиться профессии и поступил в Киевскую студию эстрадного искусства. Позже подобрался неплохой коллектив, колесили с концертами по всей Украине. Пока меня не заметил Орбелян, руководитель Государственного эстрадного оркестра Армении. Стал там солистом и однажды приехали на гастроли в Абхазию. Только в Гагре 10 дней выступали во всех санаториях, включая ЦК КПСС. К тому времени джаз реабилитировали. 

- Из вашего буклета узнал, что вы все-таки из Еревана переехали в Ленинград. 
- Дело в том, что пришло время, и я уже не хотел подстраиваться под оркестр Орбеляна. Хотел создать свои, и петь то, что хочу. Мое желание совпало с предложением Ленконцерта. Это был уникальный эстрадный оркестр: почти половина - струнные инструменты. Репертуар был обширны, пели даже песни собственного сочинения. Пластинки «уходили» миллионными тиражами. 

- А потом власти сделали все, чтобы в СССР вас забыли… 
- Да, власть это хорошо умела делать. Все мои записи были уничтожены. На мое имя наложили табу на радио, ТВ, в студии «Мелодия»… 

- Можно подробнее. 
- Будучи «невыездным» решил в 1971 году эмигрировать во Францию. Там все сложилось очень удачно. Например, в Вашингтоне представлял Францию на 200-летии Америки. Почти 200 дней в году выступал в крупнейшем казино Лас-Вегаса. Гастролировал по всему миру. - Встречались со знаменитостями? - Не только встречался, но и дружил: Мстислав Ростропович, Шарль Азнавур, Мишель Мерсье, Лайза Минелли, Пласидо Доминго. Всех не перечислить. 

- В СССР так и не удостоились хоть какого-нибудь звания? 
- На это есть один ответ: я не стал лауреатом конкурсов, заслуженным и народным артистом. Я просто гражданин мира Жан Татлян. 

- И в этом качестве в перестроечное время вы смогли приезжать в Россию? 
- Да, жил то в Питере, то в Париже. Конечно, выступал. Никогда не забуду переполненный зал «Октябрьский» - билеты спрашивали еще у поездов метро. Я пел много песен ТОГО времени, когда они помогали жить. И помогают сейчас. В глазах многих зрителей видел слезы. Значит, не зря , на сцену. 

- Поговорим об Абхазии, Сухуме… 
- Я влюблен в эту страну. Она многое мне дала. Очень переживал, когда шла война. Но не сомневался в победе. В Сухуме в последний раз был три года назад. Вижу большие перемены, но еще не все раны залечил наш древний, прекрасный город. В эти дни, наконец, встретился с Валентином Прокоповым. Этот человек красив внешне и духовно богат. Невзгоды не сломили его. Есть с кого брать пример. 

- Что пожелаете поклонникам вашего таланта и всем жителям Абхазии? 
- Главное – мира, счастья и праздников любви. До новых встреч! 

Лев Хайкин Фото Эли Цишба

Возврат к списку